Понедельник, 29.04.2024, 09:02
Сайт учителя музыки Пак Г.Г.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Музыка 4Б [21] Музыка 4А [8]
Музыка 5А [4] Музыка 5Б [20]
Музыка 6А [1] Аудио [0]
Музыка
Узнать больше... [6]
Раздел для тех, кто интересуется музыкой больше, чем того требует школьная программа)
Тексты песен [0]
Слова программных песен
Өлеңдер [1] Музыка 6Б [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Каталог сайтов (72)

Музыка 4Б [21] Музыка 4А [8]
Музыка 5А [4] Музыка 5Б [20]
Музыка 6А [1] Аудио [0]
Музыка
Узнать больше... [6]
Раздел для тех, кто интересуется музыкой больше, чем того требует школьная программа)
Тексты песен [0]
Слова программных песен
Өлеңдер [1] Музыка 6Б [11]

Такой вид устной народной поэзии, как айтыс , появился в 19 веке, во времена, когда казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самостоятельное народное творчество. В этот период происходит расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной и песенной.

Айтыс - это состязание между двумя импровизаторами- песенниками, называемых в народе акынами. Во время айтыса акыны вели песенный диалог на любую произвольную тему. Это состязание на находчивость, умение быстро, оригинально и метко, с юмором и остроумием ответить противнику, на ходу, экспромтом придумывая ответ в песенной форме, сопровождая его игрой на домбре, кобызе, используя мимику и выразительные жесты.Так, айтыс представлял собой синтез ряда искусств - это и поэзия, и музыка, и драматическое представление, и исполнительское мастерство.Как правило, айтыс проходил перед собравшимся народом, который в итоге и решал, кто же из акынов достоин звания лучшего.Существовало несколько видов айтыса, самыми распространенными из которых являются кайым-айтыс и суре-айтыс.

Кайым-айтыс - это короткие песенные импровизации, айтыс между молодыми начинающими акынами, такой айтыс часто затевался среди молодежи во время игр, праздников, это самый доступный вид айтыса.

Суре-айтыс - это айтыс между опытными акынами, уже снискавшими признание в народе, как мастера импровизации. Такими  известными мастерами айтыса стали акыны Орынбай, Шоже, Жанак, Биржан и Сара, Асет, Ырысжан, Суюмбай, Джамбул и др. Они являются создателями традиций и школ айтыса. Их айтысы, получившие устное распространение или записанные с середины 19 века казахскими и русскими учеными, представляют собой динамичные самостоятельные произведения.Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания.

I четверть | Переходов: 329 | Дата: 02.09.2015

Музыка появилась вместе с человеком. Первобытному человеку и не нужно было более двух-трех десятков интонаций, горловых звуков, чтобы сообщить: "иду на охоту", "близко зверь", "все спокойно", "берегись!".   Интонация человеческого голоса – вот семечко, из которого выросло огромное музыкальное дерево. И ты уже, наверное, догадался, что ПЕРВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ – простой человеческий голос. Со временем человек научился произносить слова, но роль интонации ничуть не упала. Почему же так важна интонация? Да потому, что она обладает удивительным свойством передавать чувства человека. Потому она стала основой музыкального языка. 

 Случайно человек обнаружил, что если подуть в обломок тростника, получится свист, и открыл миру флейту... А вот охотник натягивает тетиву на древко лука, упирает его одним концом в ствол сухого дерева. Проверяет натяжение тетивы – и чудо! Она не только сама запела, но и заставила петь сухое дерево. Это она передала ему свои колебания. Так случайно был открыт первый в мире резонатор, звуковой ящик, который теперь есть у всех струнных музыкальных инструментов. 

Из глубины времен, когда только занималась заря человеческой культуры, доходят до нас сведения о музыке народов древности. Изображения поющих и играющих на музыкальных инструментах людей мы видим на стенной живописи египетских пирамид и храмов, на рисунках, украшающих древнегреческие вазы. Мы знаем имена музыкантов, выступавших на состязаниях в древней Греции. Дошли до нас и некоторые имена композиторов древности: нам известно, что греческие поэты складывали не только слова, но и мелодии своих песен... 

 

III четверть | Переходов: 430 | Дата: 20.01.2017

Самый богатый и сложный жанр музыки -опера. Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

 

III четверть | Переходов: 302 | Дата: 01.02.2016

Творчество народного артиста Республики Казахстан, одного из первых преподавателей кафедры народных инструментов Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы, домбриста-кюйши Кали Жантлеуова.

 

I четверть | Переходов: 404 | Дата: 13.10.2015

ЛЕГЕНДА О ДОМБРЕ

Мавзолей Жошихана сооружен древними народными умельцами еще в 1227 году и отличается своеобразием и красотой, хотя абсолютно лишен украшений. Простота и строгость мавзолея, выполненного в форме куба, имеет монументальный характер, прекрасно сочетающийся с легкостью внешнего вида. Простота и строгость самого Жоши.
Историки тех лет свидетельствуют, что Жоши, старший сын Чингисхана, был похоронен в Улытауской степи на берегу речки Каракенгир. Жошихан по своему характеру, жизненным взглядам, пониманию смысла жизни отличался от своих соплеменников. Кипчаки, аргыны, найманы, конраты - жители этих степей - пришлись по нраву Жоши."Жоши настолько полюбил Кипчак, что решил избавить эту страну от разорения. "Мой отец Чингисхан потерял рассудок, - сказал он своим приближенным, - так как он губит столько земель и изводит столько народу...".
Жошихан фактически явился основателем традиций сэре в казахских степях.Любил он охоту, народные увеселения, одним словом, любил кочевую жизнь во всех ее простых проявлениях. Окруженный свитой, телохранителями из батыров рода кипчак, найман, аргын, певцами во главе с Кетбуга-жырау, музыкантами, Жошихан с веселым задором разъезжал по степи из аула в аул. Жоши, Шагатай, Угедей, Тулуй - четыре сына, опора великого Чингисхана. Покоритель Вселенной, Чингисхан, еще при жизни разделил завоеванные земли между своими сыновьями. Степень отдаленности журтов соответствовала возрасту сыновей. БОльшая часть империи принадлежала Жоши. Степные просторы севера страны и вся местность от верховья Иртыша до озера Алаколь и далее на запад к Или и Сырдарье входила в состав улуса Жоши. "Большая земля" от кипчакских степей до дунайских долин была улусом этого великого хана. А центром улуса до самой смерти Жоши являлись окрестности горы Улытау. Жошихан был смелым и отчаянным охотником. Не раз он устраивал облавы на куланов - диких лошадей, которые обитали в бескрайних степях Бетпакдалы. В 1223 году по весне Чингисхан, выступив из Самарканда, решил поохотиться в этих степях. Жоши получил приказ пригнать диких куланов из Кипчака. Исполняя приказ, он не только пригнал табуны куланов, но и в качестве подарка еще 20 тысяч белых скакунов чистой крови. Встреча с отцом и братьями произошла именно на этой равнине. Однако судьба капризна, а порою коварна и изменчива. И вот вновь глаза в глаза - уверенный в своем превосходстве Жоши и злобный, умный вожак куланов. На чьей стороне сила и ловкость, мог решить только поединок. Айгыр - могучее животное. Не зря говорят: "Одну пулю выдержит лось, две выдержит кулан. У кулана смелости на одного, силы на сорок джигитов". Но все-таки Жоши удалось ранить свирепого жеребца-айгыра. Раненый кулан, собрав последние силы, в ярости набросился на противника, снял его с коня и разорвал на части.Точная дата смерти Жошихана неизвестна. Однако известно,что он умер за 6 месяцев до смерти отца, т.е. в феврале 1227 года.

Долгое время известие о смерти Жоши не доходило до уха его отца - люди боялись гнева Чингисхана. Кет-Бука Белгибайулы из рода Багамалы Найман  жил  в Улытауских горах. Узнав о печальной участи, которая ожидала "черных вестников", знаменитый жырау Кет-Бука решил с помощью домбры в стихотворном диалоге дать понять несчастному oтцу о гибели его любимого наследника:
Дуб сломался, оторвался от своих корней,
Рухнул ствол. Кто его оживит, соединит с корнем, мой хан?
Великий Чингисхан воскликнул:
- Мой сын Жоши!
Играя на домбре, Улы жыршы Кет-Бука продолжал:
Река помутнела, почернела,
Кому по силам очистить ее, мой хан?
Долго молчал Чингисхан. Затихли степные птицы. Сложив крылья, опустился на землю ветер, спрятавшись меж сухими былинками. Казалось, вся природа боязливо ждала - вот-вот разразится буря. Но не было бури. Были горькие, наполненные тоскою слова несчастного отца:
"Подобно кулану, лишившемуся своего детеныша,
Я разлучен со своим сыном Жоши.
Подобно разлетевшейся в разные стороны стае уток,
Я разлучен со своим героем сыном Жоши".
После этих слов советники великого хана, эмиры, находившиеся в ставке, встали, склонив головы, тем самым выполнив обычай соболезнования. Через шесть месяцев после смерти сына Чингисхан распростился с миром.

В предании "Аксак кулан" есть такая деталь: вожак отрывает правую руку Жоши. Археологи, историки задумались, правда ли это. Специальной археологической экспедицией в 1946 году захоронение Жошихана было раскопано. Тщательное обследование подтвердило легенду о том, что правая рука Жоши действительно была отделена от тела. Исследования показали, что знаменитый золотоордынский хан, основатель традиций серэ был растерзан и похоронен здесь. Очередной раз подтвердилось - легенды создаются народом не без причин.

III четверть | Переходов: 224 | Дата: 03.04.2018

«Наскальные рисунки открывают свою тайну». Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда искусство только начинало свой путь. Самыми древними памятниками первобытного искусства являются наскальные рисунки – петроглифы. «Каменными книгами» называют сохранившиеся на скалах рисунки, повествующие нам о становлении культур и перемещении народов Средней Азии...

II четверть | Переходов: 251 | Дата: 22.11.2016

1. Что такое симфония, что означает это слово?

2. Как возник симфонический оркестр, когда и кем состав оркестра был дополнен до классического? Этимология слова "оркестр". Группы инструментов оркестра, их состав (4 класс).

3. Симфонические жанры: симфоническая сюита, симфоническая картина, симфоническая поэма, симфониетта, увертюра, с XX века в Казахстане- симфонический кюй, концерт(для инструмента соло и оркестра)

4. Прослушай русскую народную песню "Во поле березка стояла"(сайт).

5. Теперь послушай финал симфонии № 4 русского композитора П.И.Чайковского. Сделай вывод.

IV четверть | Переходов: 206 | Дата: 04.04.2017

Орыс музыкасы ежелгі Русь жерін мекендеген шығыс славян халықтарынан бастау алады. 9-ғасырда алғашқы орыс мемлекетінің құрылуына байланысты орыс халықтары бір жерге шоғырланып, өзінің тарихи мәдени ошағын қалыптастыра бастады. Ең ежелгі музыкалық аспабы- гусли. Ежелгі Русь жерінде халық арасынан әнші-сайқымазақ- скоромохтар – елді аралап ән айтып, жұрттың көңілін көтеретін адамдар шықты. Олар әрі әнші, әрі әртіс еді. Гусли аспабында орындаушыларды – гусляр, гудошник, үрмелі аспаптарда ойнаушыларды –свирцы деп атады.

Балалайка – 3 ішекті, домбыра тәрізді, көлемі жағынан кішкене, шанағы үшбұрыш.

Гармонь – тілді, баян тәрізді аспап.

Бубен – ұрмалы, сылдырмақ аспап.

Трещотка – ағаштан жасалған ұрмалы аспап.

Свирель – сыбызғы тәрізді, үрмелі аспап.

 

 

IV четверть | Переходов: 358 | Дата: 25.04.2016

Что такое "оркестр"? Откуда пришло к нам это слово? Что такое "симфония", и почему оркестр называют симфоническим? Сколько музыкантов в оркестре и какие инструменты оркестра ты знаешь?

II четверть | Переходов: 344 | Дата: 17.11.2015

История взаимосвязи слова и музыки уводит нас в те далёкие времена, когда музыка и слово ещё не были отделены друг от друга. Человек трудился, грустил, танцевал и всегда при этом пел, так что и слово, и музыка, и танец возникли из одного источника, одной стихии. И сейчас ещё в музыке, даже не связанной со словом, порой слышны интонации и ритмы ушедших времён - тех времён, когда слово и музыка были слиты воедино.Слово и Музыка - два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры - песни и романсы, оперы и  симфонии.Поэзия способна придать музыке новое звучание; она обогащает её смыслом, оттенками чувств, делает более доступной для понимания. Как вы думаете, а любое ли стихотворение может стать основой музыкального произведения?

I четверть | Переходов: 231 | Дата: 01.09.2016

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта