Среда, 15.05.2024, 10:13
Сайт учителя музыки Пак Г.Г.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
I четверть [6] II четверть [5]
III четверть [8] IV четверть [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Каталог сайтов » Музыка 5Б » I четверть

В категории сайтов: 6
Показано сайтов: 1-6

Такой вид устной народной поэзии, как айтыс , появился в 19 веке, во времена, когда казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самостоятельное народное творчество. В этот период происходит расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной и песенной.

Айтыс - это состязание между двумя импровизаторами- песенниками, называемых в народе акынами. Во время айтыса акыны вели песенный диалог на любую произвольную тему. Это состязание на находчивость, умение быстро, оригинально и метко, с юмором и остроумием ответить противнику, на ходу, экспромтом придумывая ответ в песенной форме, сопровождая его игрой на домбре, кобызе, используя мимику и выразительные жесты.Так, айтыс представлял собой синтез ряда искусств - это и поэзия, и музыка, и драматическое представление, и исполнительское мастерство.Как правило, айтыс проходил перед собравшимся народом, который в итоге и решал, кто же из акынов достоин звания лучшего.Существовало несколько видов айтыса, самыми распространенными из которых являются кайым-айтыс и суре-айтыс.

Кайым-айтыс - это короткие песенные импровизации, айтыс между молодыми начинающими акынами, такой айтыс часто затевался среди молодежи во время игр, праздников, это самый доступный вид айтыса.

Суре-айтыс - это айтыс между опытными акынами, уже снискавшими признание в народе, как мастера импровизации. Такими  известными мастерами айтыса стали акыны Орынбай, Шоже, Жанак, Биржан и Сара, Асет, Ырысжан, Суюмбай, Джамбул и др. Они являются создателями традиций и школ айтыса. Их айтысы, получившие устное распространение или записанные с середины 19 века казахскими и русскими учеными, представляют собой динамичные самостоятельные произведения.Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания.

I четверть | Переходов: 331 | Дата: 02.09.2015

СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Другая версия о происхождении термина «скоморох», согласно исторической грамматике русского языка, «скоморох» – множественное число слова «скомороси» (скомраси). Отсюда идут истоки самостоятельного русского термина «скоморох», существующего параллельно в европейских языках при обозначении народных комических персонажей: итальянское «скарамучча»(«scaramuccia») и французское «скарамуш». возникли их на основе языческих религиозных обрядов древних славян, неизменно сопровождавшихся музыкой, пением, плясками. На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, или дружины, и бродили «ватагами» для своего промысла. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые, в основном боярские и княжеские.

Именно последним многим обязана народная комедия. Скоморохи являлись также в виде кукольников. Представления кукольной   комедии, постоянно сопровождавшиеся показыванием медведя и «козы», которая била все время в «ложки», давались на Руси с давних пор. Комедиант надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху, закрывая голову, и из-за этой  импровизированной занавески показывал свое представление. Позже кукольники инсценировали бытовые сказки и песни.

Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада.

 

Шут гороховый-.......(?)

I четверть | Переходов: 229 | Дата: 11.10.2016

Когда появились жырау? Исследователи  казахского фольклора  утверждают, что «тип жырау возник между началом I тысячелетия до н.э. и древнетюркской эпохой, и в начале нашего тысячелетия оформился как тип носителей устно-поэтической традиции».  Прорицатели и исполнители героического эпоса стали специальными хранителями исторических традиций и стали называться жырау, а целители, заклинатели и знатоки обрядов стали называться бахсы.Слово жырау происходит от слова жыр. Тюркское слово жыр означает "эпическая героическая песня". Декламация эпических песен профессиональными сочинителями – жырау под аккомпанемент музыкального инструмента – кобыза стала традицией степной культуры. По-русски это называется речитатив.
Наиболее последовательно и ярко феномен жырау проявился в кочевых государствах: Ногайской Орде и в Казахском ханстве. Первоначально тексты жырау имели предсказательный характер - для выбора правильного решения ханом, для поддержки воинов перед боем, для перечисления заслуг умершего героя*, впоследствии функции жырау усложнялись . У великих средневековых жырау выступления и выполнение своих общественных функций становились образцами литературного творчества. В своих выступлениях жырау призывали народ к отпору врагам, вдохновляли на подвиги, предсказывали исход событий, давали советы ханам, воспевали ханские подвиги.** Имена многих жырау неразрывно связаны с именами ханов. Капаган каган –Тоньюкук, Огуз хан – Коркут, Темир бий – Шалкииз, Жанибек хан - Асан Кайгы, Есим хан – Жиембет жырау, Аблай хан – Бухар жырау, Жангир хан - Махамбет. Про легендарного Сыпыра-жырау говорится, что он своими жырами исправил девять ханов.
Сказания, мелодии с жырау не записывались, а сохранялись и передавались в устной форме в народных легендах, в пересказах и перепевах от одних жырау – другим. Обладая феноменальной памятью и даром импровизации, жырау были творцами и хранителями исторической памяти народа. В особо торжественных случаях они могли сутками напролет исполнять свои жыры под аккомпанемент кобыза, рассказывая перед огромной толпой слушателей о прошлом, о великих предках и их славных подвигах. В трагических местах жыра слезы текли из глаз суровых воинов, в забавных местах - смех и одобрительные крики разносились по степи. Но иногда жырау мог играть на кобызе, сохраняя гробовое молчание.
В XV – XVII веках, с расцветом Ногайской Орды, феномен жырау также достигает расцвета. Имена великих жырау: Казтугана, Доспамбета, Шалкииза, несмотря на устный характер творчества, сохранились до наших дней. Жырау было кумирами степных кочевников на протяжении столетий. Именно в устном творчестве жырау, а не в мусульманской письменной литературе тюркская поэзия проявила свою самобытность и оригинальность. А в лучших образцах, толгау*** - жоктау* Шалкииза, Доспамбета, Асана Кайгы творчество жырау достигает высот мировой поэзии. Пусть их форма не была совершенной, но надо помнить, что жыры преимущественно были импровизациями и подвергались только устной обработке.
Асан Кайгы – жырау и поэт- философ XIV века жил в Поволжье. Был советником хана Жанибека. Настоящее его имя Хасан Сабитулы. Во времена эпохи Золотой орды Улуг-Мухаммеда Асан Кайгы был влиятельным сановником, но не забывал о жизни простого народа.
Много легенд связано с его именем. Однажды выловил Асан в Иртыше дочь духа – хозяина реки. Но чтобы получить ее в жены, он должен был выполнить три условия. Поэт не справился с заданием, и прекрасная девушка, превратившись в лебедя, улетела на небо. С тех пор стал он Асаном Кайгы – «вечно печальным».
Народ полюбил эти удивительные истории, в которых была воплощена их мечта о счастье. Наиболее популярна легенда о поисках Асаном Кайны счастливой земли Жер-Уюк с обильными пастбищами и полноводными реками, с прекрасным мягким климатом, где много зверей и птиц и люди не знают нужды и горя.
Часто его слова были пророческими. Так о Мангистау он сказал: «Тому, кто хочет заняться скотоводством, лучшего места не найти!» побывав на Иртыше, поэт отметил, что «вода его прозрачна и чиста, рыбы много, берега богаты растительностью. Это такое место, где нищий не переживает за желудок свой, не думает о том, где раздобыть пищи».
В конце XVIII века Казахское ханство попадает под влияние России и в начале XIX века теряет независимость. Ханская власть упраздняется, и решения принимаются колониальной администрацией. Власть ханов вырождается в систему ага-султанов на содержании царской администрации. С верой в Тенгри и аруахов, жырау теряют основы своего существования. Они превращаются в жырши (исполнителей, а не авторов) и одиночных поэтов–импровизаторов. Проникающее в Степь мусульманство было категорически против тенгрианских традиций, которые оно считало «языческими». Кобыз был объявлен муллами «дьявольским инструментом» и сжигался, а жырау, как проповедники языческих традиций, подвергались гонениям. Дух вольности и независимости, приравнивания себя небесному Тенгри сменялся духом смирения и покорности Аллаху, племенным султанам и родовым старшинам.К середине XIX века эпоха классических степных жырау, существовавших более 1100 лет, закончилась. Но инерция великого термина была еще сильна, и некоторых исполнителей эпоса и поэтов-импровизаторов продолжали называть жырау. Это Базар жырау, Нурпеис жырау, Кашаган жырау и многие др., но это уже не классические жырау, не советники ханов и батыры, а поэты-одиночки, выполняющие чисто литературные функции. К сожалению, из-за устного характера поэтического творчества до нас дошли лишь отдельные фрагменты из богатейшего средневекового наследия. Кочуя по степи, любуясь закатом или восходом солнца, казахи воспевали природу, сравнивая ее величие с храбростью и мужеством своих предков. Под мелодичные звуки кобыза слушали они сказания жырау о батырах.

* ЖОКТАУ - жыр-оплакивание погибшего героя.

** МАКТАУ (ОДА)- хвалебная песнь.

*** ТОЛГАУ- философский жанр жыра, размышление жырау о жизни. Философский смысл многих жыров заставляет задуматься о том, что мир быстротечен, все изменяется, поэтому надо постараться наполнить свою жизнь смыслом, счастьем и радостью и жить настоящим.

I четверть | Переходов: 230 | Дата: 11.10.2016

Кёроглы (азерб. Koroğlu) (также «Кёр-оглы» или «Короглу») — сложившийся около XVII века фольклорно-эпический памятник, распространённый на Ближнем Востоке и в Средней Азии...

I четверть | Переходов: 234 | Дата: 11.10.2016

Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту...

I четверть | Переходов: 240 | Дата: 11.10.2016

Эпос "Манас" - это прежде всего несравненное, непревзойденное художественное творение, созданное эстетическим гением кыргызского народа на почве и на основании реальных событий, фактов, героических личностей, и которое от века в век, от сказителя к сказителю отшлифовывалось, отчеканивалось, очищалось, избавлялось от лишнего груза, от чужеродных тел, поглощая в себя все новые и новые, органически необходимые компоненты-новообразования, и, наконец достигло сегодняшних недосягаемых высот своего совершенства.Эпос о Манасе - богатыре, главном герое сказания - насчитывает более полумиллиона стихотворных строк и является одним из самых длинных эпосов в мире, наравне с санскритским эпосом Махабхарата и тибетским эпосом о царе Гесаре...

I четверть | Переходов: 230 | Дата: 11.10.2016

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта