Четверг, 16.05.2024, 01:57
Сайт учителя музыки Пак Г.Г.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Казахская музыка [1]
Классическая музыка [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Казахская музыка

Звезда и смерть Махамбета Утемисова

Он погиб от рук наемных убийц в 42 года. Идейный вдохновитель антифеодального восстания 1836-1837 гг. в Букеевском ханстве, крупнейший казахский поэт ХIХ столетия. До народного восстания Махамбет Утемисов был учителем сына Жандырхана - Зулкарнаина. Знал несколько языков, общался с просвещенными людьми. Мог остаться при дворе, вести сытую, спокойную жизнь. Но выбрал путь борца. Гибель Махамбета Утемисова была трагической, но и после смерти его прах не знал покоя.
9 июля 1966 года останки поэта были извлечены из могилы - с благой целью, чтобы воссоздать облик Махамбета Утемисова по методу известного русского скульптора-антрополога Михаила Герасимова. Эту работу блестяще выполнил его ученик - Ноэль Жумабаевич Шаяхметов. Но только спустя 17 лет останки поэта были вновь преданы земле.
О драме жизни и смерти, о реконструкции физического облика, воспроизведении документального портрета Махамбета Утемисова можно прочесть в интереснейшей книге "Из тьмы веков" Ноэля Шаяхметова, изданной в 1969 году: "В поисках нужных документов мне пришлось работать во многих архивах Москвы, Оренбурга, Ташкента, Алматы. Удалось посетить места, связанные с именем Махамбета, услышать его песни, которые так хранил и донес до наших дней казахский народ. В Индерской степи нашли его могилу: простой земляной холм..."
"В октябре 1846 года султан Баймагамбет Айшуаков, правитель западной части оренбургских киргизов, желая на деле доказать свою лакейскую преданность царизму, приступил к осуществлению плана физической расправы над Махамбетом. Сам он не считал возможным лично участвовать в задержании Махамбета. Ему нужны были подставные люди, которые при удобном стечении обстоятельств могли бы доставить его в ставку Айшуакова живым или мертвым. Такие люди нашлись, и 20 октября 1846 года они зверски убили Махамбета".

Коварное убийство и отмщение

В течение двух дней, 21 и 22 ноября 1846 года, Пограничная комиссия разбирала дело об убийстве. Кроме рапорта султана Айшуакова за №1355, написанного 15 ноября 1846 года об обстоятельствах гибели Махамбета Утемисова (со слов самих убийц), в деле фигурировал другой рапорт - попечителя оренбургских прилинейных киргизов Редькина от 31 октября 1846 года, составленный на основе свидетельских показаний двух жен Махамбета, которые в момент убийства находились внутри кибитки и видели все детали этого преступления.Это ценный и объективный документ. Содержание рапорта Редькина прямо свидетельствует об умышленном убийстве Махамбета. По свидетельству жен Махамбета, 12 дней тому назад к ним прибыли 15 вооруженных людей. Это были Иклас Тулеев, Жусуп Утеулин, Жанаберген Боздаков, Турежан Турумов и родственник Утемисова Муса Нуралин. Они требовали вернуть 4 лошадей (или их стоимость), будто бы украденных Махамбетом Утемисовым у знатного человека из адаевского рода Маута.Махамбет не признавал своей вины в совершенной краже, сказал, что никому ничего не обязан возвращать. Тогда нежданные гости потребовали, чтобы он отправился с ними в ставку Айшуакова и объяснился непосредственно с ним, доказал свою невиновность. Махамбет наотрез отказался ехать. Тогда завязалась ссора, Утемисова пытались увести силой, он сопротивлялся. Люди, борясь, оказались вне кибитки. И здесь уже посланники Айшуакова набросились на Махамбета.
Началась драка, в один из моментов Муса Нуралин схватил Махамбета Утемисова за руки, а Жусуп Утеулин ударил его по голове саблей - в теменную область. Махамбет замертво рухнул на землю с обильным кровотечением из головы. После этого бандиты отсекли голову Махамбета от тела. Прискакали стоявшие невдалеке от кибитки товарищи убийц и бросились на сундуки, разграбили деньги и вещи, захватили восемь лошадей и четыре верблюда и, взяв отрубленную голову Утемисова, уехали в ставку Айшуакова. Во время нападения с Махамбетом были его брат Хасен и друг Битимбай Чокин. Их бандиты также увезли с собой.После убийства Махамбета в послужном списке султана Айшуакова прибавилась новая запись от 27 февраля 1847 года, содержащаяся в архивах: "За бытность в С.-Петербурге удостоился Представления Государю Императору и за оказанную в службе ревность и прилежность Всемилостивейше награжден чином Генерал-майор".Спустя 33 дня после аудиенции императора в послужном списке султана появилась последняя запись: "Умер, состоя на службе, - 30 марта 1847 года". В народе ходили слухи, что султан Баймухамед Айшуаков, возвращаясь из Санкт-Петербурга домой, при переправе через реку Елек был утоплен Асаубаем, другом Махамбета. Так он отомстил Айшуакову за смерть Утемисова.

Тайна погребения

До 1958 года не было известно, где похоронен Махамбет Утемисов. Его искали академик АН КазССР Кажим Жумалиев и поэт Таир Жароков, уроженцы Уральской области, Тайпакского и Фурмановского районов. В 1958 году летом они выехали в творческую командировку в Уральскую область. Кажим Жумалиев и Таир Жароков опубликовали в областной казахской газете "Орал ˜ѓiрi" объявление о розыске могилы Махамбета Утемисова.Объявление прочел 59-летний Курак Бектурганов, который знал могилу Махамбета. В 1951 году его отец Динмухамбет показал могилу сыну: указав место, он воткнул в землю рукоять кнута - тобылгы, которая не разрушается со временем. Динмухамбету показал могилу его отец Ташен. В свою очередь, Ташену могилу показал его отец, Бектурган, участник крестьянского восстания Махамбета Утемисова.Курак Бектурганов обратился к секретарю Тайпакского райкома партии и сказал, что ему известно место захоронения Махамбета Утемисова. Приехали К.Жумалиев и Т.Жароков, секретарь райкома пригласил Курака Бектурганова из поселка Котельников. Вместе с ними на могилу поэта отправились также председатель райисполкома и представители руководства Индерского (ранее Испульского) района во главе с секретарем райкома партии Жумашем Утегалиевым.В степи Курак Бектурганов нашел закопанную рукоять кнута, что указывало на место захоронения Махамбета Утемисова. В Индерском (Испульском) районе, в местечке Кабанбай-Каракалпак (переименованное позже в Карой) и был погребен великий поэт. Позже рядом с ним хоронили и других людей. Местное население считало могилу Махамбета святой: ей поклонялись, сюда приходили в надежде на исцеление.В 1959 году общественность Гурьевской области решила установить памятник на этом месте. Его проект за 40 тысяч советских рублей выполнил скульптор-любитель из Актюбинска Новиков.Идея восстановления облика Махамбета Утемисова по его останкам принадлежит академику Национальной академии, доктору медицинских наук, профессору Саиму Балуановичу Балмуханову, который всячески содействовал выполнению раскопок Ноэлем Шаяхметовым.В мае 1966 года Хайржан Абисатович Абисатов, ныне доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой онкологии, маммологии с курсом лучевой диагностики и терапии Казахстанского медицинского института, был руководителем экспедиции Гурьевской области, исследующей причины возникновения и распространения рака пищевода у жителей этой местности. Тогда Хайржан Абисатович заведовал хирургическим отделением, а Саим Балмуханов был заместителем директора по научной работе КазНИИОиР - Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии. С.Балмуханов позвонил Х.Абисатову и сообщил, что для раскопок могилы Утемисова приедет Ноэль Шаяхметов, просил содействовать ему.

- Я встретил Шаяхметова в аэропорту 6 июля, привел его к председателю облисполкома Сагидолле Кубашеву, который позже стал вторым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Ноэль Шаяхметов предъявил ему разрешение Министерства культуры на вскрытие могилы. Кубашев одобрил идею, но выразил сомнение, что в могиле действительно находятся останки Махамбета Утемисова. Это основано лишь на рассказе одного старика, нет объективных подтверждений. А вдруг там похоронен другой человек?
Кубашев принял решение, что раскопки будут произведены в присутствии секретаря Индерского райкома партии Ж.Кенжетаева и членов бюро райкома партии, а также председателя районного КГБ.

- 8 июля 1966 года мы с Ноэлем Жумабаевичем Шаяхметовым приехали в Индер, что в 187 километрах от Гурьева в сторону Уральска. В 44-45 километрах к юго-востоку от районного центра Индер посреди голой степи стоял памятник: двухметровая каменная стела с барельефом Махамбета. Он изображен в фас в шлеме и в кольчуге. Поодаль невысокий земляной холм - это и была могила поэта.

- Составили план раскопок. 9 июля 1966 года утром было проведено закрытое бюро Испульского райкома партии по этому поводу. Шаяхметов сделал сообщение - доложил о целях и задачах предстоящей работы. После заседания бюро на трех машинах экспедиция отправилась к месту назначения. В 12 часов дня добрались до места.
Ноэль Шаяхметов в своей книге "Из тьмы веков" так описывает этот эпизод: "Солнце палило нещадно, раскалив воздух до 53 градусов. Начали осторожно копать. В верхних слоях обнаружили верблюжий череп, затем кусочки дерева - фрагменты деревянной дверцы юрты. Сразу же под нею находились кости таза. Черепа на месте не оказалось. Это был самый критический момент раскопок. Казалось, что подтверждались мрачные сомнения скептиков, которые считали, что череп Махамбета навсегда утерян. Участники раскопок решили расширить могилу. Работали молча, сменяя друг друга. Вдруг орудие ударилось обо что-то твердое. На уровне костей правой кисти лежал череп со следами рубленых повреждений на нем".
Вот как рассказывает о раскопках Кайржан Абисатов:

- Череп размещался на 20 см выше тела, лицом вниз. Заметно было, что захоронен он позже, чем тело. Известно, что за голову Махамбета Утемисова Баймагамбет Айшуаков обещал 500 рублей старыми царскими деньгами, за живого повстанца - тысячу рублей. Таким образом, убийцы заработали свои 500 рублей.По количеству зубов было определено, что перед нами человек 40-45 лет, умерший насильственной смертью.
Раскопки продолжались. Вскоре на извлеченном теле обнаружили вторую половину второго шейного позвонка.

- Все присутствующие убедились в том, что отдельно захороненная выше тела голова принадлежит останкам именно этого человека.
В соответствии с планом вскрытия могилы, посчитали все кости тела и сняли на фотопленку.

- Но мы совершили оплошность от неопытности. В результате нашей ошибки заснятая пленка от жары расплавилась.Ноэль Шаяхметов пишет в книге "Из тьмы веков": "Надо отдать должное мужеству и самопожертвованию тех людей, кто сумел разыскать голову Махамбета. Они преодолели суеверный страх во время вскрытия могилы. Раскопали ее до уровня деревянной дверцы от юрты, которой было прикрыто тело, и положили череп сверху. Это свидетельство истинного благородства, верности и глубокого уважения народа к памяти трагически погибшего поэта".Известно, на поиски головы Махамбета Утемисова отправился его друг Асаубай, узнал, где ее закопали убийцы, нашел и тайным путем отвез на могилу Махамбета, там ее и захоронили над телом.
Все кости были извлечены и упакованы для транспортировки. Могилу перекрыли досками, укрыли большим куском толя и засыпали землей.

"Как я хотел бы свой
меч обнажить,
груду увидеть
мертвых голов"
(Махамбет)

На рисунках: Махамбет Утемисов - в представлении художника Бахытхана Мырзахметова, и подлинный - восстановленный по методу М.Герасимова первым казахским скульптором-антропологом Ноэлем Шаяхметовым.
Кости привезли в Атырау. Предъявили находку Мухамбету Айтуовичу Есенову, первому секретарю обкома партии, и секретарю по идеологии Султану Ушкенову. Затем останки поэта были перевезены в Алма-Ату.В процессе обработки материала Ноэль Шаяхметов обнаружил прижизненные повреждения правой тазовой кости останков, принадлежащих Махамбету Утемисову. Чтобы определить причину, снимок поврежденного участка и сами кости он повез в Москву в Центральный институт усовершенствования врачей, на кафедру рентгенологии. Профессор Хайржан Абисатов считает, что это открытие уникально.

- Заведующий кафедрой, профессор Юрий Соколов установил по рентгеновскому снимку костей таза, что это была гемангиома - доброкачественная сосудистая опухоль, развивавшаяся в ягодичной области. Правая нога Махамбета Утемисова была на 3-4 см короче левой. Очевидно, при жизни поэт страдал, при ходьбе щадил больную ногу, из-за чего произошла легкая атрофия костей и мягких тканей правой нижней конечности. Поэтому правая бедреная кость была на 54 грамма легче левой. Сделали также спектроскопию из краев рубленной кости теменной и шейно-затылочной областей - на предмет определения микроэлементного состава орудия убийства.Оказалось, что погиб Утемисов от смертельных ударов двух разных сабель. Причем, установлено, что одна из них изготовлена в Свердловске, другая - неизвестного происхождения.
Ноэль Шаяхметов вернулся в Алма-Ату и по методике скульптора-антрополога, лауреата Государственной премии, доктора исторических наук, профессора Михаила Михайловича Герасимова восстановил облик Махамбета Утемисова из воска.
Побывав в единственной в ту пору в мире лаборатории реконструкции человека в Институте этнографии Академии наук СССР, Ноэль Шаяхметов использовал метод М.Герасимова, в основу которого положен принцип видового единства всего человечества. Это научно обоснованный метод создания документального портрета по черепу, применение которого дает сходство с прижизненным обликом человека на 80-85 процентов.Шаяхметов изучил также все доступные документы о жизни, борьбе Махамбета Утемисова и причинах смерти. Узнал впервые об этом и Хайржан Абисатов.

- До исследования, проведенного Ноэлем Жумабаевичем, не было известно, как погиб Утемисов. Когда я учился в школе, то в учебниках истории писалось, что Махамбет Утемисов был убит во время бритья головы родственником Мусой Нуралиным, который и перерезал ему горло. Теперь мы знаем, что убийство было, как сейчас говорят, "заказным", насильственным и коварным. Ноэль Шаяхметов воссоздал документальный портрет по черепу.

"Выжженное
железом,
о мое сердце!"
(Махамбет)

Завершив работу по восстановлению облика Махамбета Утемисова, Ноэль Шаяхметов решил вернуть останки поэта в место прежнего захоронения. Но у него их... не приняли. В Министерстве культуры ему заявили, что ЦК Компартии Казахстана наложил запрет на повторное захоронение костей Махамбета, мотивируя тем, что планируется создание некоего Пантеона, где будут покоиться останки известных людей Казахстна. Но официального подтверждения этим "планам партии" никто не дал.Таким образом, с 1966 по 1971 годы кости Махамбета хранились в квартире Ноэля Шаяхметова.
В 1971 году сын Ноэля Жумабаевича поступил в Московский педагогический институт имени Ленина, годом раньше сдала экзамены в Институт иностранных языков и дочь. Вся семья решила перебраться в Москву. Ноэль Шаяхметов получил однокомнатную квартиру на проспекте Мира в Москве.

- Перед отъездом Ноэль пришел ко мне и попросил забрать кости Утемисова. Но я отказался. Вдруг что-то случится - пожар, например. Останки народного героя могли погибнуть по моей вине. Я не хотел остаться в истории черным человеком. Предложил Шаяхметову обратиться в Министерство культуры. Видимо, он этого не сделал.
Ноэль Жумабаевич отнес коробку с костями Махамбета Утемисова родственникам. С этого момента они хранились в подвале дома по улице Байсеитовой, угол улицы Курманагазы.И только в мае 1983 года официальные органы приняли наконец решение придать земле останки Махамбета Утемисова.

- Мне позвонил 1-й секретарь Индерского райкома партии Булат Кабдулович Майдыров и сообщил, что они собираются захоронить останки Махамбета. Решили пригласить меня, поскольку я присутствовал на первых раскопках могилы. Я согласился, и 14 мая мы с семьей выехали в Индер. 15 мая состоялась церемония похорон останков Махамбета Утемисова в присутствии начальника областной культуры Орынгали Карасаева, руководства района и других местных жителей.
В 1995 году силами района к 150-летию Махамбета Утемисова был возведен над могилой мавзолей-мазар скульптора-любителя из Мангистау Копбола Демесина. В целях увековечивания памяти Махамбета Утемисова его именем названы район, областной драматический театр, улицы, школы.

-Напрашивается вопрос: кто виноват, что 17 лет - с 1966 по 1983 годы - Махамбет Утемисов после смерти не знал покоя. Его прах, горстка костей, пылился в коробке как экспонат для исследований, всеми забытый. Чем он провинился перед потомками? Махамбет Утемисов трагически закончил свои дни. Но это был достойный человек. Идейный вдохновитель народного восстания против царского самодержавия и местных феодалов, неповторимый поэт, композитор, автор 10 прекраснейших кюев. Разве он достоин был такой участи после своей смерти?
Почему, так церемонно изъяв прах из могилы, с такими предосторожностями, все "ответственные" лица не проявили в последующем инициативы вернуть их назад. Ныне здравствующие работники ЦК Компартии Казахстана, Министерства культуры, секретари Гурьевского обкома, райкома партии не задаются, как и я, этим вопросом - почему? Кто виноват? И кто теперь ответит на этот вопрос?
В 2003 году общественность РК по линии ЮНЕСКО отметила 200-летие Махамбета Утемисова. Казахский поэт вознесен на пьедестал памяти и почитания. Хотелось бы, чтобы наряду с его творчеством, борьбой за справедливость потомкам были известны его трагическая судьба, истинные обстоятельства гибели, причины "странствования" его останков в течение 17 лет.
Сегодня мы имеем достоверный портрет народного героя, поэта, и меня возмущает, что по-прежнему тиражируется вымышленный, надуманный многочисленными художниками и скульпторами портрет Махамбета Утемисова. Это лишь чья-то художественная фантазия. В настоящее время в Атырау собираются установить монумент руководителям крестьянского восстания 1836-1837гг. Исатаю и Махамбету. В очередной раз в основу скульптурных портретов народных героев берется художественный вымысел автора памятника.Настало время, когда необходимо официально воссоздать его скульптурный портрет на основе работы Ноэля Шаяхметова. И я уверен, что каждая семья обязательно приобретет себе подлинный портрет Махамбета Утемисова, чтобы воспитывать своих потомков в духе патриотизма.
Издательство "Арысь" в 2003 году  издало множество книг, посвященных Махамбету Утемисову. В том числе будет переиздана редчайшая книга Н.Шаяхметова "Из тьмы веков" (1969 года), а также книга Хайржана Абисатова "Малоизвестные страницы судьбы Махамбета" (Издательство Атырауского Государственного университета 2002 года).
Ноэль Шаяхметов закончил Казахский медицинский институт, лечебный факультет. Получил профессию судебно-медицинского эксперта. Антропология была его хобби: "Осенью 1950 года, возвращаясь из Москвы домой, я купил на перроне одной из железнодорожных станций необычную книгу". Ее автором оказался Михаил Герасимов, известный русский скульптор-антрополог. Так началось его увлечение этой редкой профессией. Ноэль Шаяхметов неоднократно ездил на стажировку в лабораторию пластической реконструкции человека в Институте этнографии Академии наук СССР. В 1971 году покинул Казахстан. Живет в Москве. Продолжает работать по специальности. Наши собственные корреспонденты в Москве обратились к нему с просьбой дать интервью "НП", после некоторых раздумий Ноэль Жумабаевич Шаяхметов отказался. В ноябре 2002 г. ему исполнился 71 год.



Источник: http://www.nomad.su/?a=15-200212140011
Категория: Казахская музыка | Добавил: shpillka (26.08.2014)
Просмотров: 994
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта